История стереокино

Начало начал

Еще в 280 году до н. э. Евклид впервые обнаружил, что восприятие глубины пространства достигается именно потому, что каждый глаз видит немного отличающиеся картинки одного и того же объекта. В 1584 году за исследование темы взялся Леонардо да Винчи. И только в 17 веке теория стереоскопического восприятия была изложена в научной форме немецким оптиком и геометром Иоганном Кеплером.

В 1833 году Чарльз Уитстон изобретает зеркальный стереоскоп (рис.1) — прибор, позволяющий видеть объемную картинку, используя пару исходных картин со смещением. В качестве объектов ученый поначалу использовал свои рисунки, поскольку фотография была изобретена только спустя шесть лет в 1839 году.

Стереоскоп Уитсона
Стереоскоп Уитсона (рис.1)

Важный пункт развития -50-х гг. 19 века, когда Дэвид Брюстэр установил на стереоскоп две линзы (рис.2) на расстоянии 2,5 дюйма друг от друга, что усилило эффект от просмотра.
 Стереоскоп Дэвида Брюстэра
Стереоскоп Дэвида Брюстэра (рис.2)

Своего апогея развитие стереоскопов достигло в 1856 г., когда его  продажи составили более миллиона экземпляров и это только в Англии. К 1860 году как и сегодня в каждом доме стоят телевизоры практически во всех домах стояли стереоскопы с различным набором стереослайдов. С их помощью можно было отправиться в кругосветное путешествие либо посмотреть постановочные сценки.
Но усовершенствованием стереоскопов  развитие 3D-технологий не ограничилось.

Открытие технологии Анаглиф
Важным историческим моментом стало открытие способа получения так называемого анаглифического изображения, описанием которого занялся Вильгем Роллман в 1853 году в Германии. Изобретатель рассказал о способе разделения стереокартинок с помощью цветных фильтров: красных и синих. Роллман выявил такую технологию, что если создать рисунок, состоящий из красных и синих полос на черном фоне и смотреть на них сквозь светофильтр соответствующий каждому цвету, то красные полосы исчезают, если смотреть на них сквозь синий светофильтр, а синие - если смотреть сквозь красный.
Дополнил технологию в 1858 году Шарль Д'Альмейда, который продемонстрировал научному сообществу в Париже метод разделения стереоизображений при помощи цветных очков (рис.3) и дал этому способу широкое применение благодаря демонстрации широкой аудитории.

Очки для просмотра по анаглиф-технологии
рис.3

Способ был усовершенствован Луи Дюко дю Ороном в 1891 году. Именно он и дал название методу – анаглиф. В 1869 году он издаёт монографию, в которой описывает технологию сочетания трех цветов - красного, желтого и синего, с помощью которых получается любой оттенок. И  тем самым закладывает базис в теорию цветового кодирования.
К концу 1910-х годов прогресс в виде радио и кино сильно потеснил старые стереоскопы – его популярность сильно упала.

Первое стереокино
С того момента как Британский первопроходец кинематографа Уильям Фриз-Грин подал патентную заявку на метод производства стереоскопического фильма (конце 1890-х ) началась эра стереоскопического кинематографа. Метод базировался на том, что изображения с двух плёнок проецировались на экран рядом  друг с другом, а зрителю предлагалось смотреть через стереоскоп, совмещающий два изображения в один кадр. Однако из-за того, что метод подразумевал использование слишком громоздкой аппаратуры, использование его в театрах представлялось непрактичным. Более того, изобретатель влез в долги, и его эксперименты «заморозились». 
В 1900 году Фредрик Юджин Ив запатентовал установку для стереосъёмки. Его камера оснащалась двумя объективами, расставленными на расстоянии 1,75 дюйма (~4,44 см).
Уже 10 июня 1915 года американские операторы Эдвин Портер и Уильям Уодделл продемонстрировали в Нью-Йоркском театре «Астор» серию экспериментальных фильмов, снятых по анаглифическому методу. Сеансы носили демонстрационный характер технологий и не были направлены на получение прибыли.
В 1922 году состоялась премьера ленты "Сила любви"- первого полнометражным 3D-фильма. Камера была разработана продюсером  картины Гарри Фейроллом и кинематографистом Робертом Элдером. Фильм демонстрировался с двойной плёнки в красно-зелёном анаглифе.
В историю 3D-кино вписались и Братья Люмьер, потому как они сумели в 1934-м переснять свою наделавшую много шума короткометражку «Прибытие поезда» из формата 2D в формат 3D.  В 1936 году Луи Люмьер улучшил характеристики светофильтров и применил их для показа первого анаглифного стереофильма.
В 1937 году эта технология была приобретена американскими кинофирмами M.G.M. и Paramount. По анаглифическому методу снимали ещё до 1977 года.

Изобретение затворного метода
В то время как ряд учёных совершенствовали анаглифную технологию Лауренс Хаммонд и Уильям Кэссиди в 1922 году предложили метод, который в дальнейшем стали называть затворным. Суть метода: зрителю выдавалось специальное приспособление с двумя окулярами и шторками, которые синхронизировались с проекторами. На экран быстро выводились кадры снятые с разных точек, которые быстро сменялись, а шторки попеременно закрывали то левый то правый окуляр. Получалось так, что каждый глаз видел «свой» кадр. По этой технологии был снят в то время всего один фильм-«Радио мания».

Открытие поляризационной технологии
В1932 году Эдвин Лэнд (прославившийся несколько позже как основатель компании Polaroid) приступил к производству поляризационной пленки. У неё выявилось много интересных сфер применения, в том числе и в стереокино. Суть такова: зрителям выдавались очки с поляризационными стеклами, одно из которых пропускало горизонтально поляризованный свет, второе - вертикально. Перед объективами двух проекторов, один из которых передавал на экран изображение для левого, а другой - для правого глаза, также ставились аналогичные фильтры. В итоге зрители в кинотеатре впервые получили возможность смотреть полноценное стерео. Эта стереотехнология  до сих пор применяется в кино в более усовершенствованном виде .Так, например, «Аватар» был снят именно по этой технологии.

Успехи в отечественном стереокинематографе
В 1940 году в Москве (отметим, что это были военные годы) в малом зале кинотеатра «Художественный» состоялся демонстрационный показ фильма «Выходной день в Москве». Для просмотра использовалось также поляризационное разделение изображений.
Уже феврале 1941 в Москве открылся первый стереокинотеатр. Смотреть фильмы можно было без очков (!), благодаря использованию специального экрана со щелевым растром. Таким достижениям способствовало то, что работы в области стереокино в России шли с 20-х годов и с середины 30-х годов основные исследования велись в специально учреждённом Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ).
В послевоенные годы в 1947 году на отечественные экраны выходит стереофильм «Робинзон Крузо».

Эксперименты нацистов
Существуют сведения и о том, что Третьему рейху также не были чужды идеи развития 3D-кино - в берлинских архивах были найдены две 30-минутные черно-белые ленты в стереоскопическом формате. Первый фильм, озаглавленный «Так реально, что можно прикоснуться», представляет собой видеосъемку карнавала. Зритель может видеть крупные кадры жарящихся на решетке барбекю сосисок. Второй фильм - «Шесть девушек отрываются во время уикенда» носит весьма фривольный характер и показывает, как молодые девушки с берлинской студии UFA прожигают жизнь.
Картины снимались на 35-миллиметровую пленку с помощью двух камер или двух объективов, перед которыми, вероятно, устанавливалась специальная призма.  Считается, что фильмы с применением технологии подобного уровня начали снимать в США только в 50-х годах XX века. Однако это ещё остаётся загадкой.

«Гонка вооружений»
Итак, в начале 1950-х начинает активно развиваться телевидение. Рост его популярности стал «мешать» прокату кино в кинотеатрах, что способствовало применению новых технологий и развитию формата 3D, чтобы привлечь зрителя снова смотреть фильмы в кинотеатрах.
В 1952 году на экраны выходит первый цветной стереоскопический фильм «Bwana Devil»(«Бвана дъявол»)(рис.4) Лента была снята Архом Оболером по технологии Natural Vision. Начиная с этого времени, все больше 3D-лент начали снимать с применением поляризационной технологии.

 Очки для первого цветного стереоскопического фильма
рис 4.

Следующая волна стереокинематографа началась в 1960-е годы с Арха Оболера, снявшего фильм «Пузырь», применив новую технологию Space-Vision 3D. В случае с этой технологией стереоскопические фильмы печатались на одной плёнке стандартного размера (изображения для левого и правого глаза располагались друг над другом), и для их демонстрации нужны были только специализированные линзы для проекторов.
В 1963 году в связи с распространением широкоформатных фильмов в СССР в НИКФИ была разработана система «СТЕРЕО 70» (рис 5.), в 1990 году удостоенная награды «Оскар» в номинации «За техническое достижение». Принципом системы «Стерео-70» является – одна камера, один объектив, одна пленка. Два кадра 35 мм формата  размещаются на одной 70 мм пленке.


система «Стерео-70»
рис.5

В 1970-м году компания Stereovision выпустила на рынок новое решение для демонстрации стереофильмов. В отличие от Space-Vision 3D, два дополняющих друг друга изображения располагались не друг над другом, а рядом (всё также в одном кадре, будучи «сплющёнными» по горизонтали). Для демонстрации требовались анаморфические линзы и поляроидные фильтры на визорах, благодаря чему «сплющенные» изображения растягивались.

Этот период (60-70 гг.) были настоящей гонкой в индустрии трёхмерного кино. Однако желающих смотреть "объёмные" фильмы становилось все меньше, так как многие жаловались на ухудшение самочувствия (тогда технологии были не столь совершенны) после посещения кинозала и о 3D на время начали забывать. Длился очередной кризисный период до 1980-х.

Восьмидесятые годы в истории развития 3D ознаменовались появлением стереоформата IMAX- крупноформатный 70-мм стереоформат с изображениями, размещёнными друг рядом с другом. Система основывалась на технологии «СТЕРЕО 70».

К концу 20 века технологии фильмопроизводства существенно усовершенствовались. Использование киношниками 70-мм пленки стало стандартом. Улучшилось как качество демонстрируемой на экране картинки, так и эффект 3D - иллюзия объема.

Цифровое стереокино
Начиная с 2000 года в индустрии кино началась эра цифрового кино. В кинотеатрах начали устанавливать цифровые проекторы. Кинооператоры постепенно отказываются от пленки и полностью переходят на цифровые решения.
Так, в 2003 году чтобы приступить к работе «Призрак Бездны» Джеймс Кэмерон совместно с оператором Винсом Пейсом разрабатывает систему  цифровых камер Reality Camera System.
В мае 2007 года выходит фильм «Шрам 3D» в формате RealD 3D- технологии, использующей круговая поляризацию света. Эта технология подобна IMAX с той разницей, что круговая поляризация вместо линейной позволяет сохранять стереоэффект и избегать двоения изображения при наклонах головы.
В 2007 году на экраны выходит также Беовульф с уже усовершенствованной технологией RealD XL Cinema System — это модификация технологии RealD специально для киноэкранов больших размеров.
В 2007 году российские кинематографисты совместно НИКФИ и студией «NUKUFILM» по технологии, разработанной А. Мелкумовым и С. Рожковым, снимают анимационный кукольный фильм «ЧУЧЕЛО». В Ванкувере (Канада) на международной конференции GSCA (Ассоциация производителей фильмов для Гигантского экрана) было зарегистрировано первенство России в создании первого кукольного стереофильма для Гигантского экрана IMAX.
Это лишь немногие примеры 3D-фильмов. Но в каждом из них были сделаны определённые рывки в развитии 3D-стереокинематографе. Ожидается, что с выходом фильмов Кэмерона «Аватар-2» и «Боевой Ангел Алита» в историю 3D можно будет вписать новые страницы.

Популярность 3D на протяжении десятилетий то падала, то снова возрастала. Но очевидно, что эта технология заняла прочное место в киноиндустрии. Так в 2012 году запланирован выход не менее 50 кинолент в формате 3D.

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наилучший опыт работы на нашем веб-сайте. Пожалуйста, прочтите нашу политика конфиденциальности для получения дополнительной информации

Принять файлы cookies